О том, что в репертуаре театра имени Горького появится знаменитая комедия Пьера Бомарше, главный режиссер театра Ефим Звеняцкий говорил уже давно. И зрители ждали с нетерпением, ведь «Женитьба Фигаро» – это классическая комедия, в которой добро не просто торжествует над злом, но и дает злу шанс исправиться… 

И вот премьера не за горами: она состоится в первые весенние дни – 4 и 5 марта.

 

Работать над постановкой пригласили Андрея Лапикова – режиссера, который уже ставил на сцене театра имени Горького такие пользующиеся интересом у публики спектакли, как «Варшавская мелодия» и «Как бы нам пришить старушку».

 

– C удовольствием согласился, – говорит Андрей Викторович. – Потому что люблю работать во Владивостоке. У меня уже есть опыт постановки этой замечательной пьесы Бомарше, но сейчас, разумеется, я создаю совершенно другой спектакль. Не хочу открывать всех деталей, но скажу так: он ориентирован на уважение к Бомарше и предстанет зрителю в формах, близких к жизни. В спектакле будет много музыки, танцев, особая сценография. Но конечно, в нем будет чувствоваться мое восприятие Бомарше, мое представление об этом авторе. И разумеется, свои краски вносят актеры театра имени Горького, молодое поколение, работать с которым мне очень интересно, это моя первая встреча с ними.

 

«Женитьбу Фигаро» театры России ставят охотно. Простой поиск в Интернете показывает, что только в Москве сегодня пьеса идет в шести театрах.

 

– Наша задача – не разочаровать зрителя, – продолжает Андрей Лапиков. – Это, между прочим, совсем непросто. Ведь многие воспринимают «Женитьбу Фигаро» в первую очередь как искрометную комедию. Мы тоже ставим комедию, но – человеческую. «Женитьба Фигаро» – это высочайший уровень драматургии, это тот твердый орешек, который обязательно нам нужно расколоть, но при этом не испортить.

 

– Андрей Викторович, многие знают и любят знаменитый спектакль Театра сатиры, поставленный Валентином Плучеком, с Андреем Мироновым в роли Фигаро, с Александром Ширвиндтом, Верой Васильевой. Его часто показывали по телевидению, он стал классикой. Не боитесь ли вы сравнений?

 

– Нет. Между нашей постановкой и тем спектаклем огромный провал во времени. Работа Валентина Плучека была адресована зрителям 70-х годов, это был спектакль, в котором главный акцент ставился на слова, на нюансы смысла, на некие намеки в тексте. Людям хотелось услышать подтексты, скрытые смыслы. Наш спектакль не уничтожает интерес к слову Бомарше, но он ориентирован на интерес к картинке, на зрительное восприятие. У нас более напряженный и изобретательный сценический рисунок спектакля.

 

Действительно, режиссер огромное внимание уделяет пластике актеров. При этом все: и молодежь, и среднее поколение театра, занятое в спектакле, – охотно идут на эксперименты. Константин Суворин (Фигаро), Михаил Марченко (граф Альмавива), Наталья Овчинникова (Сюзанна), Дмитрий Самотолкин (Керубино), Валерия Запорожец (графиня) и другие артисты придумывают необычные ходы, интересные решения, которые и создают уникальность нашей, приморской «Женитьбы Фигаро».

 

– Моя принципиальная позиция – уделять максимальное внимание пластике актеров, языку тела, – говорит Андрей Лапиков. – Чтобы зритель не только слышал, что актер  говорит, но и видел, что говорит его тело. Если мне удается, не нарушая природу и замысел автора, сделать чуть острее пластику героев, – это для меня радость.

 

В музыкальном оформлении новой постановки использованы (разумеется!) музыка Моцарта (идя на «Женитьбу Фигаро», зритель подспудно ожидает это, ведь многие любят знаменитую оперу), а также мелодии Цирка дю Солей и работы известного французского театрального композитора Хьюго Ле Барса.

 

История о том, как пресытившийся граф решил возобновить отмененное им право первой ночи, возжелав невесту отчаянного и веселого Фигаро, и как его обвели вокруг пальца, понравится зрителям любого возраста. «Женитьба Фигаро» – это удовольствие чистой воды, и спектакль, премьера которого так скоро состоится на сцене театра имени Горького, – тому подтверждение.

 

– Зритель всегда идет на Бомарше как на праздник, и мы эти ожидания постараемся оправдать, – продолжает Андрей Лапиков. – Это не значит, что наш спектакль суперкричащий или супердорогой, но это значит, что тот дух вольницы, который есть в Бомарше, мы сохраним и покажем, подарим зрителю позитивную энергию молодости и счастья людей, борющихся на сцене за свою любовь.